Автором «Учебника виндсерфинга» является Сергей Чупров (Chuper). Учебник впервые опубликован на сайте CHuper 100%
Все права на текст учебника принадлежат Автору.

Внимание!Это авторский текст. Факты и выводы в трактовке Автора

Часть 1. Введение

2. Основы

Любое здание состоит из элементов и построено при помощи инструментов. Нашими инструментами в виндсерфинге являются доски и паруса, ветер и волны. Элементов, из которых состоит виндсерфинг не очень много: умение стоять на доске, умение ходить разными курсами, умение кататься в разных условиях, умение оказать помощь самому себе и другим. Пользуясь инструментами, мы из элементов строим наш собственный дом виндсерфинга. Какие применяются при построении инструменты и элементы, таким и будет ваш индивидуальный проект.

2.1 История

Серфинг, виндсерфинг, этика, философия

Виндсерфинг был изобретен как производная от серфинга. Серфингом уже занимались в 400 году нашей эры, то есть в V веке - сохранились доски для катания на волне датированные этим возрастом. Проблема серфинга в том, что волн, на которых можно кататься, так называемых rideable , не так уж и много. Их настолько немного, что на волны существует дефицит. Приоритетом при ловле волны пользовались только лица королевской крови, поэтому и серфинг был признан развлечением для туземных королей.

В конце XIX века с развитием промышленности и транспорта у людей появилось желание кататься на серфинге в свободное от работы время. Моду на серфинг основал легендарный выходец из Гавайев по имени Дюк.

Серфинг стал очень популярным в Соединенных Штатах Америки, Англии, Европе, Австралии – везде, где появлялся Дюк, находилось много последователей серфинга.

Первая и Вторая мировые войны, трагедией отразились на человечестве, но после окончания войны в 1945 году американцы вместе с подъемом интереса к мирной жизни испытали настоящую серфлихорадку. На побережьях США насчитывали до 100 тысяч людей занимающихся серфингом.

Серфер Дик Дэйл из Калифорнии, переживая заново эмоции от катания в волнах, перекинул гриф гитары из левой руки в правую даже не переставив при этом струн, и создал неповторимый звук серфмузыки. Возникла серфкультура, с музыкой, манерой одеваться, социальным поведением - США буквально жили серфингам и об этом запели Beach Boys.

К глубокому сожалению, многие из серферов примкнули к движению хиппи и их «травке». Остались самые преданные волне и скольжению люди, но их также было больше чем волн для катания. Появились случаи «серфнацизма» - когда локальные серферы не пускали «неместных» на волну, порой дело доходило до драк.

Вся эта история с дефицитом волн и желанием кататься больше, заставила двух друзей из городка Санта Моника (Калифорния , США) придумать оригинальное решение: прикрепить гибким способом парус на доску для серфинга и управлять наклоном мачты и доски.

21 мая 1967 года Джим Дрейк впервые вытащил из своего гаража на воду прототип , который он называл «Skate» (имя «Windsurfer» будет официально зарегистрировано через год) – это дата рождения доски для серфинга при помощи ветра!

Решающим моментом стало то, что серферы- изобретатели «виндсерфера» были думающие и образованные люди, Джим Дрейк, например, работал для NASA.

Виндсерфингом стали увлекаться более интеллигентные люди, по сравнению с крепкими серферами, и это отразилось на общем типаже среднего виндсерфингиста.

Этика поведения виндсерфингиста: думать и чувствовать, избегать проблем и помогать попавшим в проблемы.

Те, кто катаются лучше, не должны бравировать перед новичками.
Те, кто опытнее, должны делиться опытом и подсказывать, как избежать проблем.
Философия виндесерфинга: любовь к жизни, природе, воде, ветру, движению, развитию, сотрудничеству. Позитивный, расслабленный, дружественный настрой приводит к лучшему катанию.

2.2. Безопасность

Виндсерфинг не опасный вид спорта в общей своей концепции, не более опасен, чем шахматы, например. Тем не менее, при неправильном подходе процесс катания может привести к трагедии.

:!: Ваше катание всегда должно быть обдуманным и всегда должен быть кто-то на берегу, кто обеспечит ваше спасение в случае неприятностей.

Plan your surf and surf your plan!

2.2.1. Как кататься и где кататься

Акватория — рифы, камни, течения, приливы, волны

Приезжая на новое место катания, оцените ситуацию на воде. Очень плохая манера торопиться на воду, не разобравшись, что происходит. «Не зная броду - не суйся в воду», очень актуальная пословица в данном случае.

Про-райдеры советуют посидеть на берегу минут тридцать и понаблюдать за теми факторами, которые влияют на катание.

Если у вас не хватает опыта проанализировать ситуацию на воде, обратитесь за разъяснениями в местный серфпрокат, спасательную станцию или спросите об этом отдыхающего хорошо катающегося виндсерфингиста. Поверьте, лучше проинформировать вас о проблемах, чем потом иметь проблемы с вами на воде.

Подводные мели, коралловые рифы, камни. Наехав на эти подводные препятствия, вы можете зацепиться плавником или доской и упасть на твердые и острые предметы, повредив себе здоровье. Оборудование также может быть повреждено и нуждаться в ремонте или замене.

Течения. Течения (current, rip) могут быть не распознаны неопытным глазом, но при этом иметь большую силу - как течение быстрой реки. Течения - это и есть реки в воде, у них есть «берега» и «дно», и если мы доберемся до «берега», то мы можем ощутить себя в обычной морской воде. Течения могут быть вдоль берега, прижимные и отжимные. Течения прижимные и отжимные, соответственно, могут затруднять отход от берега или высадку на него. Если уметь ими пользоваться, как движущимся эскалатором, то можно сохранить силы и время. Часто течения образуются в глубоких местах после отхода волны и называются «проходы» или «каналы» (channel)

Приливы и отливы зависят от Луны и могут очень сильно влиять на состояние воды. Во время приливов или отливов вода движется очень быстро и может создавать завихрения в воде или буруны. Во время отливов вода может оголять морское дно и уходить на несколько километров.

Всегда узнавайте расписание приливов в средствах массовой информации, спрашивайте расписание приливов tide table и не катайтесь, если никто из местных не катается, мотивируя это периодом прилива-отлива.

Волны бывают разными по происхождению. Волна, которая образуется в результате подводного землетрясения, двигается с очень быстрой скоростью, в открытом море почти незаметна, но при встрече с сушей имеет огромную разрушительную силу. Эти волны называют «цунами» tsunami, на них никто не катается и в случае опасности появления «цунами» может быть осуществлена экстренная эвакуация людей из береговой зоны. Волны, которые образовались после шторма с сильным и быстрым ветром, путешествуют через океан и, достигнув суши, образуют на отмелях, рифах самые лучшие волны для катания «свел» swell. Волны, которые образуются на рифах и отмелях от приливной волны, называются обычным брейком «regular break», такие волны приходят по расписанию приливов и их используют для серфинга.

Волны, которые образуются на небольших акваториях под воздействием ветра, называются «ветровые волны» или «on shore wave». Это самые часто встречаемые на европейской части волны. Такие волны очень трудно райдить, на них можно прыгать и эти волны не имеют очень большой силы. Если волна разрушается прямо на берег, она может затруднять выход на воду.

Волны никогда не идут подряд, обычно они идут сериями-сетами set. Можно просто спокойно подождать интервала между сетами и стартовать без проблем.

2.2.2. Ветер - направления

Ветер, который дует и который вы ощущаете, называется природный ветер или true wind. Ветер бывает разного происхождения, разного направления, силы и плотности.

Происхождение ветров описано в разных источниках, могу добавить, что самые известные ветра имеют свои собственные имена, например «Мистраль», «Леванте», и так далее. Направление ветра, откуда и куда дует ветер. Этот фактор очень важен для безопасного катания.

Безопасные для новичков направления ветра:

  • Под углом на берег слева или справа (cross on shore Port tack или cross on shore Starboard tack). При таком направлении ветра кататься безопасно, так как ветер и волны им образуемые, будут подталкивать вас к берегу в случае неприятностей.
  • Под небольшим углом или прямо в берег (on shore или dead on shore). Такой ветер в случае неприятностей быстро прибьет вас к берегу. При этом направлении ветра трудно стартовать от берега, так как ветер создает прибойную волну, которая может обрушаться прямо на берег (dumper)

Направления ветра для опытных виндсерфингистов, катающихся в волнах (waveriding)

  • Вдоль берега слева направо или справа налево ( side shore Port tack side shore Starboard tack ), при этом направлении возможно кататься по волне, скользя вниз по линии ветра и по стенке волны ( down-the-line). Неопытному виндсерфингасту нужно рассчитывать запас сил, чтобы быть способным добраться до берега с учетом того, что ветер будет уносить вас вдоль берега.
  • С берега под углом слева или справа (cross off shore Port tack или cross off shore Starboard tack). Такой ветер, особенно под углом к волне в 110 градусов идеален для опытных райдеров волн, так как он разглаживает переднюю стенку волны. Неопытный виндесерфингист не должен выходить на воду при таком ветре, если у него нет возможности быть спасенным при техническом содействии ( мотолодка, водный мотоцикл, вертолет). Спасатель в данном случае должен быть опытным или сертифицированным.

Опасное для катания направление ветра — с берега (off shore) Этот ветер может быть обманчивым – сила ветра на берегу небольшая, на воде нет волн, старт с берега происходит легко. Проблемы нарастают вместе с тем, как вы отдаляетесь от берега - ветер усиливается, появляется волна, а силы не рассчитаны на то, чтобы вернуться на сушу против ветра. Запрещено выходить на воду неопытным виндсерфингистам, умеющие кататься должны быть обеспечены техническими средствами спасения и квалифицированными спасателями. Такой ветер может унести вас в открытое море и там может случиться трагедия!

Сила ветра или скорость ветра измеряется прибором анемометром и может выражаться в русском виндсерфинге в метрах в секунду, в европейском виндсерфинге в баллах по шкале Бофорта от 1 до 12, в англоязычном винлсерфинге в узлах , 1 узел = 1 морской миле в час (1 Knot = 1 nautical mile in 1 Hour)

Природный ветер почти всегда имеет неровную силу и направление. Усиление скорости ветра называют «порыв ветра» gust, ослабление скорости ветра называют «закисание ветра» или lull. Очень порывистый ветер называют «рваным ветром» или gusty wind.

Изменение направление линии ветра называют «заход ветра» bearing, это отклонение может достигать нескольких десятков градусов.

Плотность ветра зависит от содержания влаги в воздухе и атмосферного давления.

2.2.3. Международные Правила

В тот момент, когда вы выходите на воду покататься на виндсерфинге, вы становитесь участником движения на воде.

Движение на воде регулируется специальными правилами.

Самое распространенное из них называется Международные Правила Предотвращения Столкновений ICPR — International Collision Prevent Rules. Эти правила работают в прибрежных водах до трех морских миль от берега, в устьях рек, в судоходных каналах.

Во внутренних водах движение может регулироваться местными правилами, которые взаимодействуют с Международными. Согласно самым популярным правилам, если вы будете кататься на морском побережье, виндсерфинг относится к спортивному оборудованию, предназначен для катания с целью получения удовольствия и развлечения. В эту же категорию относят катера для водных лыж, водные мотоциклы.

Запрещено кататься на виндсерфинге:

  • там где стоит запрещающий знак «белый буй с желтым крестом»
  • там, где запрещает водная полиция
  • в судоходных каналах
  • там где проходят пути следования паромов
  • в портах, маринах
  • ночью, в темное время суток, во время тумана или плохой видимости
  • в местах для купания и плавания скорость движения ограничена 8 км/час
  • ближе 200 метров от мест скопления птиц
  • в местах где много водной растительности

Виндсерфингу должны уступать право держать курс:

  • водные мотоциклы - так как они более маневренные
  • катера для катания на водных лыжах - так как они более маневренные
  • пловцы и купальщики - вне зон предназначенных для купания
  • кайтеры – так как они имеют более сильную тягу из-за верхнего ветра

Виндсерфинг должен уступать право держать курс:

  • всем промышленным, рыболовецким судам и всем тем кто « кормится от моря» ( принцип « они на работу спешат, а виндсерфинг для спорта»)
  • парусным судам и яхтам (принцип «парусные суда не так маневренны»)
  • серферам и бугибордерам (принцип « у них нет паруса, они слабее нас»)

2.2.4. Правила расхождения на воде

Когда вы катаетесь в группе виндсерфингистов, нужно выполнять некоторые правила, чтобы избежать столкновений и травм. Главным правилом является умение думать хладнокровно и с точки здравого смысла, пытаясь найти самые безопасные решения.

Сильные уступают слабым. Если вы видите на своем курсе новичка на оборудовании для новичков или виндсерфингиста, чья манера вести доску явно выдает в нем менее опытного чем вы, примите все меры чтобы объехать их, избежать столкновения с ними и не напугать их. Наветренная доска уступает подветренной. Наветренная доска имеет более «чистый ветер» в парусе и более сильную тягу, значит, она должна уступить более слабой подветренной доске, которая имеет «грязный ветер» в парусе.

Обгоняя, держи дистанцию. Доска, которая хочет обогнать другую доску, должна сделать это таким образом, чтобы дистанция между ними составила длину двух мачт. Если же доска, которая хочет обогнать, подошла слишком близко к корме впередиидущей доски, то впередиидущая доска должна не менять своего курса и не препятствовать обгону.

Старборд держит курс, Порт меняет курс.

Старборд Так курс называется, если доска, на которой у виндсерфингиста ближняя рука к мачте правая и ветер дует в правый борт доски.

Порт Так курс называется, если доска, на которой у виндсерфингиста ближняя рука к мачте левая и ветер дует в левый борт доски.

На встречных курсах доска идущая курсом Порт так должна заранее изменить свой курс и должна сделать это понятно и заблаговременно. Доска идущая курсом Старборд Так должна держать курс и не менять его. В случае, когда Порт так доска не меняет курс, следует оповестить криком «Старборд Так!». Если доска на курсе Порт так продолжает сближение, доске на курсе Старборд следует начать снижать скорость, но держать курс! Когда до столкновения остается мало времени, виндсерфингисту на курсе Старборд следует применить «маневр в последний момент»: резко поставить доску поперек курса, спрыгнуть в воду и, удерживая в руках парус, защищаться своей доской от столкновения.

2.2.5. Подготовка к катанию

Питание, питьевой режим, оборудование, одежда

Продолжительность и качество вашего катания напрямую зависит от энергии вашего тела. Энергию необходимо создавать, поддерживать, сохранять и восполнять. Основной источник энергии- питание. Если вы завтра собираетесь активно кататься, то лучшей рекомендованной пищей сегодня будут макароны, они дадут оптимальную энергию. Кататься лучше по принципу «много коротких, но активных сессий». Вы выходите на воду, активно катаетесь и выходите на берег, чтобы передохнуть и подстроить оборудование. Каждый выход на воду забирает от вас приблизительно 40% вашей энергии. Пока вы отдыхаете, вы можете восполнить энергию достаточно быстро.

Если вы выйдете и будете кататься до истощения сил, то и восстановление сил возьмет гораздо больше времени. В случае непредвиденных поломок оборудования, у вас могут быть реальные трудности чтобы добраться до берега.

Вы должны соблюдать питьевой режим, так как во время катания организм теряет много жидкости и слишком большая потеря жидкости может привести к дегидратации.

Дегидратация может вызвать потерю сознания, с судорогами и это может привести к трагедии на воде. Если вы чувствуете, что окружающий мир «немного плывет» от усталости, немедленно выходите на берег, передохните и восполните потерю жидкости.

При катании в холодной воде, даже если окружающий воздух очень теплый, могут быть проблемы с переохлаждением, которые могут закончиться разрывом сердца.

Обязательно носите теплую гидроодежду, если вы катаетесь в холодной воде. Закаляйте организм, принимая холодный душ с головой, в этом случае вы испытаете холодовый шок с кратковременной головной болью, но сердце успеет адаптироваться.

Всегда проверяйте перед выходом на воду пригодность к работе всех частей оборудования:

  • цельность и герметичность доски
  • крепление петель для ног
  • крепление и состояние плавника
  • крепление и состояние мастфута – шарнира
  • цельность паруса и его настройку
  • крепление и состояние веревок - шкотиков
  • наличие стартшкота
  • крепление и состояние бума – гика
  • крепление и состояние трапеционных петлей

Весь этот осмотр возьмет не более двух минут, но если этого не сделать, то исправить проблемы на воде будет гораздо сложнее и дольше по времени.

Обязательно делайте несколько минут разминку непосредственно перед выходом на воду, это «разогреет» мышцы и предотвратит от травм!

2.2.6. Способы спасения и самоспасения

Выполняя простые и понятные правила подготовки к катанию и самого процесса катания - серфсессии, мы получаем огромное удовольствие.

Иногда, к сожалению, происходят ситуации, когда вам нужна помощь для возвращения на берег.

Помощь нужно просить при помощи специальных сигналов о помощи distress signals:

  • вы стоите или сидите на доске и делаете размеренные движения руками над головой, если вы в зоне видимости
  • вы сидите или стоите на доске и делаете размеренные движения над головой трапецией или лайкрой, если вы в зоне слабой видимости
  • вы поднимаете и опускаете парус с равными интервалами времени, если вы между волн больших по размеру, чем ваш рост

Обязанностью всех без исключения участников движения на воде, является приблизиться к подающему сигналы о помощи, оценить обстановку и оказать помощь.

Обязанностью заметившего с суши, что кто–то в море подает сигналы бедствия, является запомнить время и место где находится человек в море и срочно сообщить в спасательную службу или полицию\ милицию, скорую помощь. Запрещено отправляться в море для оказания помощи, если у вас нет технической поддержки или опыта спасателя.

Неприятности могут случаться в виде:

  • проблем с оборудованием на воде
  • проблем со здоровьем на воде.

Если вы во время катания получили травму или чувствуете себя не очень хорошо, не стесняйтесь показаться слабым или немощным. Лучше недооценить свои силы и попросить помощи со стороны других участников катания.

Если вы во время катания увидели, что другой участник катания упал и после падения ведет себя неадекватно или:

  • не может продолжать катание
  • потерял сознание или не двигается
  • лежит на доске
  • плавает в воде, держась за доску
  • потерял оборудование и не может догнать его

Немедленно приблизьтесь и спросите его, в состоянии ли он вернуться на берег самостоятельно или ему нужна помощь. Если человек отвечает неуверенно, то лучше оказать помощь. Если человек уверенно отвечает, что он в состоянии продолжить катание, не настаивайте, но присмотрите за ним, пока не убедитесь что он действительно «в порядке».

Проблемы с оборудованием могут случаться, даже если вы все тщательно проверили. Иногда во время катания на воде внезапно:

  • рвется резинка мастфута, при этом может произойти рассоединение доски и паруса. Следует всегда изо всех сил плыть, но догнать доску. Доска – это дополнительная плавучесть и шанс выжить. Догнав доску, можно поискать парус, который обычно минут пятнадцать лежит на воде и глубоко не утонет, Парус можно привязать к доске веревкой downhaul, предварительно закрепив узлом downhaul , затем пропустите свободный конец под крепление мастфута в мастраке и привяжите парус к доске.

Таким образом, можно самостоятельно добраться до берега, но возможно мастбэйсом повредить доску.

  • трапеционный кончик. Если это произошло на курсе от берега, немедленно возвращайтесь на берег на исправном кончике. Если порвался кончик на курсе к берегу, то постарайтесь дойти до берега на руках, не используя трапецию. Если до берега далеко и вам не дойти без трапеции, можно переставить исправный кончик взамен порванного, некоторые системы позволяют сделать это, не снимая гика. Если крепление кончиков не позволяет это сделать, то можно переставить гик,но не отсоединяйте парус от доски! отвяжите outhaul, потом откройте переднюю клипсу и опустите гик вниз через доску, переверните его и снова поставьте гик и закрепите outhaul. Теперь просто проверните трапеционные кончики по направлению к доске, стартуйте и возвращайтесь на берег.
  • веревка outhaul или downhaul. Не выходите на воду если веревка имеет потертости. Если веревка внезапно порвалась, попробуйте закрепить настройку оставшимся концом веревки и немедленно возвращайтесь на берег.
  • порвался парус. Попробуйте вернуться на поврежденном парусе, если не удается ехать, то придется плыть. Если плыть далеко, то можно разобрать парус и сделав его компактным, плыть. Если разобрать парус невозможно или нет сил, бросайте парус и выплывайте на доске.
  • сломался гик. Пробуйте вернуться на берег на оставшейся ветви или плывите.
  • сломал плавник. Можно пропустить в заднюю петлю крюк от трапеции, трапеция будет цепляться за воду и не даст доске ехать боком.
  • сломалась мачта. Возвращайтесь на берег на оставшейся части, если сломалась выше крепления гика. Если ниже крепления, то плывите на берег.

Если проблемы случились далеко от берега и течение не сильное, то можно попросить чтобы вам привезли замену поврежденного оборудования, и прямо на воде, плавая, восстановить способность оборудования работать. После этого следует немедленно ехать на берег и отдохнуть.

2.3. Кто есть кто в виндсерфинге

Уровни катальщиков

Новички (Beginner) все, от тех, кто сделал первый шаг на доску и до тех, кто может немного кататься. Умеет «резаться» на ветер, его не уносит по ветру , а сам может держать курс «вниз по ветру» в слабый и умеренный ветер 2-6 м/сек

Недавно катающиеся (Early Intermediate): от новичков до тех кто разучивает «водный старт» и умеет кататься в трапеции и петлях.

Катающиеся (Intermediate или Mid Intermediate) уровень на котором уже накапливается опыт катания и даже в условиях моря, работа над улучшением манеры стоять на доске, скорости и попыток «глиссирующего и резанного фордака» Carve Gybe

Уверенно катающиеся (Late Intermediate): правильная манера стоять на доске, успешное и радостное катание почти в любых условиях, возможно удовлетворительное умение «фордаков» и прыгать.

Продвинутые (Advanced): умеет кататься в нормальных волнах, уверенно прыгает, не падает в «фордаке»- а выходит из него в глиссировании, возможно умеет некоторые элементы (360, овертак в прыжке, вертолет/…)

Эксперты (Expert): те, кто может удивить «продвинутых» (Advanced) своим умением

Часть 3. Новичок

uchebnik/osnovy.txt · Последние изменения: 2010/04/14 01:05 — Andy
Наверх
проект основан порталом виндсерфинга, кайта и серфинга wind.ru Driven by DokuWiki rating wind.ru
Энциклопедия «Водные виды спорта от А до Я» основана порталом wind.ru
Использование материалов возможно на условиях лицензии CC BY-NC-ND