Содержание

Автором «Учебника виндсерфинга» является Сергей Чупров (Chuper). Учебник впервые опубликован на сайте CHuper
Все права на текст учебника принадлежат Автору.

Внимание!Это авторский текст. Факты и выводы в трактовке Автора

3. Новичок

4. Не новичок

Отличить новичка от не новичка очень просто – движения новичка неловкие, неуклюжие и неуверенные. Уверенность приходит со знанием ключей- техник- методик и личным опытом и умением эти техники применять. Как только вы освоили навыки для новичка, вас не пугают перспективы мчаться на доске с дикой скоростью, вы чувствуете себя капитаном, а не пассажиром, значит, вы уже не новичок и вам можно пускаться в бесконечное самостоятельное плавание, во время которого вы будете непрерывно совершенствовать свой уровень катания и понимания.

Тест: попросите сфотографировать или снять на видео вас во время катания на доске под парусом.

Если у вас на фото:

Поздравляю! Вы демонстрируете навыки new school в виндсерфинге, новой школы, которая родилась вместе с новыми досками и парусами не более пяти лет назад. Следующие методики также из new school, изучайте и применяйте! Удачи на воде и берегу!

4.1. Глиссирование

Глиссирование или planning доски, процесс быстрого движения доски на границе двух сред: воды и воздуха. Глиссировать по поверхности воды могут, например, плоские камешки, когда вы их запускаете по поверхности воды.

Качество и продолжительность глиссирования зависят от факторов, которыми занимаются науки гидродинамика и аэродинамика. Мы тоже будем изучать факторы, влияющие на качество и продолжительность глиссирования нас, виндсерфингистов, под парусом на воде. Различают в виндсерфинге неуверенное глиссирование или маргинальное, и уверенное быстрое глиссирование или бластинг Правило первое: доска должна ехать по воде плоско. Если доска будет задирать нос по причине, что у нее перегружена корма, то доска будет толкать воду перед собой и этот процесс трудно держать под контролем. Если доска будет стремиться носом под воду по причине, что у нее перегружен нос, то доска будет тормозить, а виндсерфингиста будет выбрасывать по инерции « в катапульту» Правило второе: доска должна перейти в режим глиссирования, это можно сделать, приложив к мастфуту силу тяги с паруса. Если ветра достаточно и парус тянет вперед, то можно сильно потянув гик вертикально вниз, выйти на глиссирование. Доска при этом поедет очень легко, по ощущениям, полетит над водой.

Ключи:

4.2. Умение пользоваться трапецией

Создавать гиком давление мачты на шарнир MFP можно за счет мышечных усилий рук, которые локтями вниз тянут гик. Сгибая ноги в коленях, мы можем всем весом тела повиснуть на гике на руках, и тогда MFP будет передаваться максимально эффективно. Проблема этого способа состоит в том, что на руках мы долго висеть не можем. Но если мы наденем на себя специальный плотно прилегающий вокруг талии пояс, который называется трапецией, на этой трапеции крепко прикреплен металлический крюк и этим крюком мы зацепимся за гик и повиснем на нем, то тогда мы будем создавать MFP не столько руками, как активным давлением нашего центра тяжести, который расположен в районе пупка и там же торчит крючок трапеции! Цепляться крюком за гик неудобно, применяют специальные прочные петли, их называют трапеционные петли. Назначение трапеции в том, чтобы помогать нам создавать постоянное MFP за счет гравитации, мы просто сгибаем ноги и висим в трапеции, как в люльке. Ноги и руки выполняют контролирующую функцию, но не несут нагрузки, а значит, мы можем кататься дольше и легче.

4.3. Умение кататься в петлях для ног

Доска выходит на глиссирование, скорость возрастает и при встрече с мелкими волнами доску потряхивает, при этом на доске довольно трудно удержаться. Набегающая на палубу вода также может смыть ноги с доски. Для того, чтобы наши ноги не сваливались с доски, придумали специальные регулируемые по размеру ремни – петли для ног, footstrapes. Принцип прост, засовываешь стопу в петлю и теперь доска прикреплена к твоей стопе. Состояние, в котором ступни закреплены и не могут двигаться, может быть несколько дискомфортным с точки зрения психологии. Преодолеть это состояние и привыкнуть к нему, помогает положение петель для ног «плацебо». Петли прикручивают там, где обычно должны стоять ноги при sailing position, немного назад на корму.

Ключи:

Как только вы научитесь кататься в петлях в положении «плацебо» при ветре до 8 м/сек и на парусе не больше 5.5 м², вы обязательно должны переставить петли назад и на края, если вы хотите кататься в более сильный ветер или с парусами большей площади! Доска глиссирует на участке дна под названием «метр глиссирования», который находится между масттраком и передними петлями для ног в крайнем заднем положении. Если вы не уйдете назад в петли, то вы будете мешать доске подняться из воды на глиссирование.

4.4. Понятие sailing position

Умение кататься в положении sailing position означает комплекс навыков и техник:

Ключи:

Если вы собираетесь учиться кататься в петлях для ног, кататься в волнах, делать фристайл, то вы должны находиться над доской. Установите три петли: две вперед к носу доски и внутрь к середине доски, заднюю петлю сместите вперед в соответствии со своим ростом. Если вы собираетесь кататься на гладкой воде, принять участие в гонках, использовать большие паруса, то вы должны задавливать борт доски. Установите четыре петли: две назад к корме доски и снаружи доски, задние петли сместите назад в соответствии со своим ростом.

Если вы собираетесь кататься в сильный порывистый ветер, бороться с парусом огромной площади, то вы можете применить короткие концы и/или раздвинуть их на ширину двух ваших кулаков. Нормальной длиной кончиков считается, если ваш локоть оттягивает трапеционный кончик, а основание ладони или большого пальца совпадает с гиком. Установить кончики предварительно следует на место CE паруса, если оно отмечено производителем или на центр равновесия. При первом же выходе на воду следует точно подстроить положение кончиков: если вас сильно тянет вперед и доска зарывается в воду- переставьте кончики немного вперед; если вам не закрыть парус, задняя рука сильно тянет и доска едет на корме- переставьте кончики немного назад

Пассивный способ означает, что вы вовремя реагируете на условия, которые несколько велики или сложны для вас: парус большого размера, большая доска, сильный ветер, волны, большое скопление других участников движения на воде. Вы делаете все действия, но как реакция на происходящее, как приспосабливание, а не инициатива. Большие доски от 135 литров начинают выводить на глиссирование на курсе «на ветер», при этом парус уже «закрыт» или находится близко к доске. Вы уже в трапеционных кончиках и создаете MFP, пристально вглядываетесь на ветер в ожидании порыва и как только порыв ударяет в переднюю панель паруса, еще сильнее тянете гик вниз и вперед, сильно сгибая ноги. Переведите взгляд на курс галфинд, доска начнет уваливаться на этот курс и ускоряться. Спокойно и быстро входите в петли для ног и выходите в режим бластинга. Активный выход на глиссирование применяют для маленьких и легких, менее 100 литров досок. Вы входите в обе петли для ног еще до глиссирования, сохраняя горизонтальное положение доски на воде за счет активного контроля за MFP. При малейших признаках усиления давления ветра на переднюю панель паруса, доска уваливается по ветру и с применением скатывания с волны или/и активного пампинга, ногами выталкивается на режим глиссирования. Пампинг также можно применять пассивный, на подвешенной трапеции , или активный, на руках без применения трапеции.

По достижении режима глиссирования, следует продолжать активно разгонять доску ногами, MFP и пампингом на курсе галфинд до достижения режима бластинг.

4.5. Умение управлять доской на глиссировании

Умение управлять доской на глиссировании подразумевает активное пользование центрами тяжести виндсерфингиста и использование конкэйва и рэйла. Днище доски имеет конкэйв: сложной формы профиль, который позволяет доске повышать сопротивление движению вбок, так называемое латеральное сопротивление доски. Благодаря конкэйву и плавнику, доска стремится держать курс в пол-ветра или галфинд. Виндсерфингист при этом стоит равномерно на обеих стопах в петлях для ног, парус удерживается весом тела через трапецию, руки лежат на гике в районе CE и контролируют MFP. Нижний центр тяжести виндсерфингиста, расположенный в районе пупка, работает пассивно, так как зафиксирован трапецией. Верхний центр тяжести виндсерфингиста, расположенный в плечевом поясе, работает активно, компенсируя изменения тяги в парусе. При необходимости изменить курс движения доски в режиме глиссирования, мы должны начать активно использовать эффект карвинга, поворота по дуге. Для этого мы должны заставить работать всю длину рэйла, погружая рэйл в воду от носа до кормы под весом верхнего центра тяжести виндсерфингиста. Рэйл, это специальной формы боковая поверхность доски.

Курс «на ветер» выполняется за счет загрузки наветренного рэйла, вследствие чего доска начинает стремиться поворачиваться на ветер. Технически это выполняется по схеме «мальчик, выглядывающий из-за дерева»:

Курс «по ветру» выполняется за счет загрузки подветренного рэйла, вследствие чего доска начинает стремиться поворачивать по ветру. Технически это выполняется:

ног и петлях для ног

Главной особенностью управления доской на глиссировании является инициирующая роль направления взгляда, буквально, мы управляем взглядом, куда мы посмотрим, туда повернется голова и плечи, изменяя баланс на доске. Смотрите только туда, куда хотите приехать!

4.6. Умение выбирать доску

Это не так сложно, как вам может показаться на первый взгляд, уверен, что выбрать подходящую пару обуви в магазине значительно сложнее! Для меня в доске важны два свойства: как быстро она может ехать и насколько комфортно она может везти меня. Доска, которая может ехать быстро, не может быть широкой, иначе она будет тормозить. Узкую доску трудно вывести на глиссирование, но потом она «полетит».

Широкие доски выбираем тогда, когда нужно быстро выйти на глиссирование и потом не очень быстро ехать. Узкие доски выбираем, когда нужно ехать очень быстро и когда дует сильный ветер. Комфортность доски зависит от разных параметров шейпа и от того, как размещен объем доски. Длинные доски быстрые и неустойчивые в боковом триме, так как объем вытянут вдоль доски; широкие доски медленные и устойчивые в боковом триме, так как объем собран в районе мачты и петель для ног. Про разные параметры шейпа доски вы можете прочитать в специализированных источниках, но могу вам заявить однозначно - вы сами должны попробовать доску и решить, нравится ли вам на ней кататься или нет. Не стоит слишком доверять «экспертам из журналов» и «опытным виндсерфингистам», это всего лишь их мнение. Не бойтесь составить свое мнение, независимое от других, но основанное только на ваших ощущениях! Это будет поступок виндсерфингиста, а не «жертвы виндсерфинг маркетинга». Объем доски вы также определяете сами, исходя из вашего опыта катания. Ваш опыт показывает вам «ваш средний ветер» и подходящую доску для этого в литрах. Если ветер сильнее «вашего среднего ветра», то берите доску меньше объемом или ставьте меньший плавник. Соответственно поступайте, если ветер слабее нормы.

Самые разные «калькуляторы» веса, объема доски, длины плавников и размера парусов также есть в специализированных источниках, они не лишены смысла, но всего лишь усредненные показатели. Выбрав доску, не забудьте проверить ее герметичность. Осмотрите тщательно доску и если найдете дырки, то не катайтесь, а заклейте пробоину. Заклеить можно или быстросохнущей двухкомпонентной замазкой, она называется «динг» и продается во всех серфмагазинах. Вы отрезаете небольшой кусочек, плюете на него, а не жуете., и разминаете в однородную массу руками, затем заклеиваете дырку в доске и через десять минут доска готова к выходу на воду. После каталки, отдерите замазку и сделайте нормальный ремонт с применением материалов, из которых была построена доска.

Почти все доски имеют вентиляционный клапан рядом с мастраком, не забывайте закрывать его специальным болтом перед выходом на воду и следите за состоянием резиновой прокладки. Прокладку можно купить в магазине сантехники, если не окажется в серфмагазине или цена будет равна стоимости колеса для джипа. Клапан обязательно нужно открывать если вы перевозите доску на самолете или храните длительное время, оберните клапан лентой «скотч» и запихайте в масттрак.

Масттрак позволяет нам двигать мастфут ближе к носу или ближе к корме. Мастфут передает тягу с паруса в движение доски. Могу предложить аналогию: мастфут вперед- доска ведет себя как «переднеприводной автомобиль», мастфут назад- доска ведет себя как «заднеприводной автомобиль». Новичкам и с большими парусами лучше сдвинуть мастфут вперед, это повысит курсовую устойчивость и ускорит выход на глиссирование.

Прыгунам и любителям маневров можно рекомендовать сдвинуть шарнир немного назад. На вопрос « с какой точки отсчета», могу рекомендовать сделать ряд попыток и выяснить для себя, что является нормой для вас лично, так как этот параметр зависит от особенностей вашего тела. Замерьте рулеткой расстояние от кормы до нормального и удобного для вас положения шарнира и запомните эту длину. На некоторых досках рядом с масттраком вы можете увидеть цифры «135, 130, 125» и так далее, это обозначает длину в сантиметрах от кормы и разметка сделана для удобства. Размер петель сделайте по размеру ноги, когда стопа вошла в петлю, вы должны видеть все свои пальцы на этой ноге.

Петли устанавливайте для контроля внутрь и вперед, для скорости назад и наружу.

4.7. Умение выбирать и настраивать парус

Парус наш двигатель, мастфут передает тягу с паруса в движение доски. Эффективность работы паруса может сделать ваше катание наслаждением, неправильно выбранный или настроенный парус может осложнить ситуацию. Принцип «много паруса не бывает» нелогичен по причинам:

Парус должен быть подобран по ситуации, вы должны быть хорошо снабжены тягой на воде, но без избыточной тяги-«передоза». Спросите любого выходящего с воды виндсерфингиста вашей комплекции и с доской вашего объема, какой парус он использовал и как себя чувствовал при этом. Ответ может быть точкой отсчета.

Внимательно посмотрите на настройки паруса у виндсерфингиста, которого вы спросили. Состояние настроек подскажет вам окончательный ответ при выборе паруса. Самая главная настройка осуществляется по «нижнему углу» или downhaul. Обязательно тяните парус до провисания задней кромки между верхними латами до указанных производителем меток! В случае, если меток нет, тяните пока складка не провиснет до половины или ближе к мачте. Если ваш вес меньше 100 кг, ваш принцип «downhaul не бывает много!». Эти складки выполняют роль предохранителей от избыточного и внезапного для вас количества тяги в верхней части паруса. Именно такая ситуация с избытком тяги в верхней части паруса приводит к «катапульте», примерно 90% случаев «катапультирования» происходит из-за неправильно настроенного «downhaul». Иногда я слышу, что парус с верно настроенным «downhaul»:

Вторая настройка паруса осуществляется по «заднему углу» или «outhaul». Эта настройка отвечает за «пузо паруса» или «preshaped camber». Более «пузатый» парус создает больше тяги, более плоский парус создает меньше тяги. Тяните парус по заднему углу на ваш выбор «пузатости» паруса, здесь все зависит от ваших ощущений и от задач катания. Если парус под нагрузкой касается немного гика, это не проблема. Если парус «лежит» на гике или гик «врезается» в парус под нагрузкой, парус следует подтянуть по заднему углу. Высота гика может влиять на параметры :

Настройки паруса являются предметом бесконечных споров и мнений. Экспериментируйте с настройками. Составьте свое мнение для себя, основываясь на своей личной манере кататься и своих ощущениях.

4.8. Умение предотвращать «катапульту»

«Катапульта» это невероятный по остроте ощущений полет виндсерфингиста с доски. «Катапульты» переживают все, даже самые великие райдеры иногда зарывают нос доски слишком сильно в волну и тяга паруса швыряет их вперед.

Причиной «катапульты» может быть:

Про настройки паруса можно прочесть и посмотреть в Интернете на сайтах производителей парусов.

Психологический фактор заключается в неготовности виндсерфингиста к рывку паруса, рассеянное состояние или чрезмерная эйфория. Ослабленный контроль за линией ветра; взгляд, направленный на парус; все эти ошибки поведения могут приводить к «катапульте». Выходя на воду, вы должны быть собраны и спокойны, сфокусированы на выполнении технических навыков, у вас должен быть план вашего катания с пониманием возможный трудностей. Вы должны быть активным «капитаном» на доске с парусом, а не пассивным «пассажиром». Ваше состояние должно быть: «готов к любым вариантам; знаю, что нужно делать, чтобы выйти с наименьшими потерями».

Технологический фактор сводится к некоторым простым приемам:

4.9. Умение «ехать на ветер» при слабом ветре

Проблема не умения ехать на ветер при слабом ветре пугает желающих кататься на маленьких досках. Им кажется, что если ветер немного ослабнет или «скиснет», они не смогут вернуться и их унесет. Проблема состоит в том, что неопытные виндсерфингисты смутно представляют себе способности паруса и доски и их функциональные возможности, ограничиваясь только глиссированием в сильный ветер. Привычка кататься по схеме « ветер тянет парус, я тяну парус на себя и упираюсь в плавник» играет злую шутку. Как только ветра не хватает для того чтобы «отвисать с парусом» и «упереться в плавник» невозможно, неопытные виндсерфингисты из всех сил пытаются либо глиссировать вниз по ветру, либо тянут парус на себя и создают боковой дрифт, доска соскальзывает вбок.

Доска небольшого объема вполне может ехать на ветер не глиссируя. Нужно лишь встать в sailing position, переднюю ногу сместить на наветренный борт настолько, чтобы борт полностью утонул в воде от носа до кормы. Рэйл доски начнет процесс «карвинга» на ветер, и доска будет медленно, но верно набирать высоту. Парус нужно держать очень деликатно, не нужно сильно тянуть парус на себя, разрывая ламинарный воздушный поток. Парус работает как парус, если ламинарный воздушный поток обтекает мачту с двух сторон. На выпуклой стороне паруса образуется зона разрежения воздуха, на вогнутой стороне паруса образуется зона повышенного давления. Разница давлений создает тягу в парусе, которую вы ощущаете. Направление тяги перпендикулярно умозрительной линии между передней и задней оковкой гика. Мы начинаем тянуть парус вниз, создавая MFP и передавая тягу в движение доски. Доска и парус начинает двигаться и сразу же начинают ощущать сопротивление встречного ветра, который мешает нам разгоняться и мы немного закрываем парус, уменьшая угол атаки. Встречный ветер в сумме с природным ветром создают новый ветер, который обдувает парус с двух сторон и создает тягу. Направление этого нового «вымпельного» ветра зависит от того, какая составляющая сильнее. Важно понимать, что мы не должны слишком сильно «отрывать» или «закрывать» парус, чтобы не лишать парус ламинарного потока. Просто держите парус цепко, но не зажимайте его с силой, когда парус сам закрывается-открывается при изменениях слабого ветра. Лучше тяните гик вниз, если хотите применить силу.

Правила просты:

Ключи:

4.10. Старт с мелкой воды

Старт с мелкой воды для неискушенного наблюдателя выглядит следующим образом: виндсерфингист приносит оборудование на воду, глубина воды по колено или по пояс, поднимает вверх руками парус, ногой подтягивает доску под себя и заходит на нее как на ступеньку, после чего уезжает кататься.

Старт с мелкой воды может быть сделан:

Ключи:

Иногда берег обрывается в воду очень круто или у вас длинный плавник на доске и вы не хотите зацепиться им за дно при старте с берега. Нормальный старт с берега затруднен и можно применить технику затрудненного старта. Принцип тот же, стараемся поставить мачту вертикально любым способом, в этом случае парус начнет работать и мы можем вскочить на доску.

Советы:

4.11. Старт из воды

Старт из воды для неискушенного наблюдателя выглядит следующим образом: виндсерфингист плавает с парусом в руках рядом с наветренной частью доски у кормы на глубокой воде, глубина воды по грудь и глубже, поднимает вертикально вверх руками парус, ногой подтягивает доску под себя и забирается на нее как на очень высокую ступеньку, после чего уезжает кататься.

Старт из воды считается первым по значимости из двух самых волнующих виндсерфингиста умений, которые позволят кататься «в любую погоду и в любых условиях». Вы можете не уметь делать пока глиссирующий поворот, но если вы умеете делать старт из воды, любой менеджер проката выдаст вам оборудование без возражений в любую погоду, когда катание возможно.

Так складывается ситуация в мире нормального виндсерфинга для отдыха и развлечения, хотя в мире более сложного виндсерфинга опять очень важным становятся умение вытащить парус из воды за веревку и сделать овертак!

Старт из воды представляет собой некоторую сложность тем, что вам нужно перейти на новый уровень мышления и контроля ситуации. Физические усилия не столь велики, сколько технологичны. Идея водного старта заключается в постепенном перемещении веса вашего тела на доску в район между мачтой и передними петлями. Это не может произойти рывком, который вас «оторвет от воды и поставит на доску». Логично, что после того как вас поставит на доску, вас мгновенно перекинет через нее. Если у паруса хватило сил оторвать вас от воды на минимальной мощности, когда мачта наклонена к воде, то в момент максимальной мощности паруса при вертикальной мачте, нам «куда деваться?!» Здравый смысл подсказывает, что нам нужно очень много мощности в момент пока мы плаваем в воде и нормальная мощность, когда мы окажемся на доске. Работа с парусом решает все, именно здесь весь секрет водного старта!

Сам вход на доску желателен по схеме, но не критичен. Если у вас не гнутся ноги или вообще с природной гибкостью «не очень», это не проблема. Главное, не отталкивайте доску от себя прямыми ногами и не упирайтесь в нее. Лезьте на нее любым способом, который вам удобен. Вспомните детство, если вы лазали по заборам, или другой этап жизни, когда вы залезали на что-нибудь или на кого-нибудь… Цель- переместить как можно больше вас, то есть вашего тела, на доску!

Существуют два типа водных стартов:

Подходящие условия для обучения водному старту:

Ключи для обычного водного старта:

Катаясь на небольших досках и парусах, вы получаете огромное удовольствие от контроля в сильный ветер. В случае, когда ветер внезапно ослаб «drop» или вам нужно сделать водный старт и быстро уехать и, как назло, ветер ослаб, примените технику затрудненного водного старта.

Ключи для затрудненного водного старта:

4.12. Умение кататься в сильный ветер и волнах

Ветер, который дует со скоростью 10- 13 м/сек считается самым лучшим в условиях европейских акваторий, на океане ситуация немного другая. Такой ветер позволяет использовать виндсерфингисту весом 75-85 кг, паруса площадью 5.0-4.5 и доски объемом равным весу виндсерфингиста или меньше. Это оборудование компактно и им очень легко и приятно управлять.

Ветер сильнее чем 15- 20 м/сек считается очень сильным и катание в такой ветер требует парусов размером 4.0- 3.0 и досок минимального объема, так как сама доска начинает «парусить».

Проблему с оборудованием решить несложно, но навык использования такого оборудования представляет собой проблему по двум причинам:

Сильный ветер сложен тем, что разница между порывами и затишьями может составлять несколько метров в секунду. Шквалы ветра нужно отрабатывать ногами, MFP, и верно настроенным по downhaul парусу. Скорость движения доски может возрастать до максимумов, не бойтесь скорости, скорость наш друг, парус становится легким и доской легче управлять.

Ветер создает волны, попытайтесь воспринимать волны не как препятствия на вашем пути, но как увлекательный аттракцион. Пытайтесь использовать волны для удовольствия, прыгайте через них или скатывайтесь по склону, как с горки, практикуя простейший райдинг. Волну можно использовать для поворота, скатываясь по склону.

Маневры и повороты логично делать по такой схеме:

4.13. Умение прыгать

Прыжки приносят много новых радостей и реально тешат амбиции виндсерфингиста, нацеленного на улучшение качества и умения катания. Прыгать начинать нужно на небольших досках, так как большая доска может неожиданно для вас стать «очень большой» и неудобной во время полета и приводнения. Большая доска в воздухе может начать сильно и быстро уваливаться по ветру из-за своей площади, которая начнет парусить. При приводнении, большая доска не погрузиться в воду смягчая удар, напротив, останется на воде очень жестким предметом, на который очень больно натолкнуться.

Доска должна быть меньше 130 литров, желательно 100-115 литров и плавник не должен быть длинным и прямым. Петли должны быть поставлены вперед и внутрь, сзади должна быть одна петля, размер петель должен быть свободным.

Погода должна быть на 5.7-5.3, в более сильный ветер вам будет труднее управлять полетом. Пытайтесь прыгать с «кочек», не заходите сразу на волны, вашему мозгу нужно дать время на адаптацию и отработку навыков действий.

Вы должны быть в хорошем физическом состоянии, не нужно быть нервозным и суетливым. Если все пойдет хорошо, то вы прыгните и приводнитесь, испытав адреналиновую бурю в крови. Если все пойдет плохо, вы ударитесь об оборудование, получив «катапульту» на приводнении. Если вам вдруг станет очень страшно в полете, можете оттолкнуться от оборудования и упасть в воду, оборудование улетит вниз по ветру.

План «полета»: разгон, заход на волну, отрыв с волны, полет вверх, полет вниз, приводнение.

Ключи:

Удачных полетов и мягких приводнений!

4.14. Умение глиссирующего поворота overtack

Поворот против ветра «оверштаг» или overtack незаслуженно считается не очень «крутым». В действительности, этот поворот может выручить вас в любой ситуации. Учить его просто, можно банально вызубрить движения и делать их на «автомате». Важно научиться делать его на глиссирующей доске, и это будет отличным фундаментом в вашей серфкарьере. Движения можно «отшлифовать» на берегу, прыгая на берегу на доске без плавника в безветренные дни или на большой доске в слабый ветер на воде. Главное- уверенные, а значит быстрые движения. Время поворота составит 3-5 секунд.

Ключи - Подготовка к повороту:

Вход в поворот:

Выход из поворота:

Прыжок на новую сторону доски:

Уваливание доски на новый курс:

Завершение поворота, начало движения на новом курсе:

4.15. Умение глиссирующего поворота fordewind

Поворот по ветру «фордевинд джайб» или «фордак» на сленге виндсерфингистов, является вторым по значимости умением после водного старта.

Сложность поворота фордевинда заключается в том, что его нельзя «вызубрить до автоматизма», как овертак.

В повороте вам придется постоянно следить за:

Глобально-статистически: все проблемы случаются во 2/3 поворота. Это происходит, по моему мнению потому, что мозг не успевает реагировать на происходящее и «отключается», а «телу без мозга» остается подчиниться законам гравитации, сохранения движения и сопротивления с эффектом «удара о твердую поверхность».

Чем помочь и что делать?

  1. Приучаем мозг и тело не бояться скорости. Чем выше скорость, тем «легче» парус, тем больше инерции - по которой вы и проедете дугу поворота.
  2. К скорости нужно привыкать — до эффекта. Эффект должен выражаться в том, что на новом современном оборудовании вы можете ехать на передней ноге, в активной и агрессивной манере победителя, а не на задней ноге в оборонительно- пассивной манере прошлых лет.
  3. Как только привыкли к скорости, нужно научиться глиссировать без трапеции. Вы можете на скорости подтянуть бедра вверх и сняться с трапеционных кончиков, потом сильно повиснуть на гике – вниз, и при этом доска и парус не изменят своего положения и продолжат глиссирование метров 30-50
  4. Теперь учимся входить в дугу. Понемногу, по «чуть-чуть». Приучаем мозг не «выключаться» от ощущения ускорения при входе в дугу и впрыска адреналина в кровь. Тянем гик вниз и вперед. Все мысли об MFP! Смотрим вперед и глаза не закрываем от ужаса…учимся терепеть!
  5. Вход в поворот осуществляется за счет того, что вы ВЫСТАВЛЯЕТЕ ВПЕРЕД ПЕРЕДНЮЮ РУКУ КАК СУПЕРМЕН В КОМИКСАХ И «НЫРЯЕТЕ». ЭТОЙ РУКОЙ ВПЕРЕД- ВНУТРЬ ПОВОРОТА. Вам должно быть страшно — аналогично тому, если вы должны разбежаться по пирсу и вытянув руку вперед, нырнуть в воду. При этом создается эффект « втягивания в поворот», как у переднеприводных автомобилей. Если вы из осторожности начнете тянуть парус к себе - вы перегрузите корму и ОБЯЗАТЕЛЬНО И ОЧЕНЬ БОЛЬНО УПАДЕТЕ! Можно упасть не очень больно, если тянуть гик вниз, а не к себе и согнуть колени.
  6. Можно вообще не падать, если ваши телодвижения будут аналогичны тому, как если бы вы решили зимой разбежавшись по снегу, впрыгнуть на полоску со льдом и прокатится на ногах : ноги расставлены шире плеч и ОЧЕНЬ СИЛЬНО СОГНУТЫ, коленки - почти 90 градусный «прямой» угол, вы смотрите вперед- в горизонт и управляете положением тела.
  7. Доску в повороте нужно КАРВИТЬ ВСЕ ВРЕМЯ, а не зажав один раз «намертво», просто ехать на ней в повороте. Это аналогично тому, что вы в повороте не просто держите руль авто, а постоянно подруливаете им, корректируя ситуацию.
  8. Взгляд всегда ОПЕРЕЖАЕТ движение доски. КУДА СМОТРИМ-ТУДА И ПРИЕДЕМ! Голова должна быть над шарниром, в худшем случае- над передней петлей…
  9. Не передерживаем парус и не держимся за него. Держите парус кончиками пальцев. Если вы чувствуете, что парус рвется из задней руки- отпускайте его, дайте ему идти. Современный правильно настроенный парус будет рваться у вас из рук именно тогда, когда нужно - просто не зажимайте его. Современный парус «умнее» вас, аналогично современному компу - для «непродвинутого юзера». Парус (заднюю руку) отпускаем, когда парус «делит» доску поперек на «нос» и «корму».
  10. Перехват рук- если вы только начинаете учить фордак, лучше отпускайте заднюю руку как можно раньше, на счет «раз-два- отпусти!» от входа в поворот, после этого «пустой» парус тяните выпрямленной расслабленной передней рукой мачтой наружу поворота и ЗА СЕБЯ- это поможет довернуть доску при неуверенном карвинге (эффект Pivot Gybe), при этом смотрите вдаль на ВЫХОД ИЗ ПОВОРОТА, а не на руки; ноги сильно сгибайте и сгибайте- до боли в коленях! Потом не глядя на парус а глядя вперед, НАОЩУПЬ. подтягиваем мачту к себе : сначала до упора! к заднему плечу, потом протягиваем мачту вперед- к переднему плечу, потом перед собой и перехватываем парус НАОЩУПЬ. на новый курс
  11. Если вы «шлифуете» фордак, то все время сохраняем тягу в парусе спокойной и расслабленной реакцией, активно работаем глазами и ногами. На слабом ветру стараемся выходить шкотовым углом вперед, потом активно толкаем задней рукой парус от себя и активно работаем мачтой и ногами - делая компактную дугу.
  12. Если при этом вы не будете выглядеть так, как будто от этой вашей попытки поворота системы «Фордак» зависит жизнь и судьба многих людей, а напротив, будете спокойно – сосредоточены, то вы можете избежать ненужной суеты и у вас может появиться вдруг много времени в процессе поворота для контроля и понимания того, что происходит вокруг!
  13. Кататься и ржать! Упал - заржал - понял почему упал - больше так не делай - еще попытка. Следим за дыханием и за сердцебиением, не нужно доводить себя до состояния «непонимания происходящего». Если вы все будете воспринимать как игру - процесс будет более быстрым и интересным! Не нужно делать «марафонские» разбеги для того чтобы попытаться сделать фордак, разогнался — выбрал место и фордак!

Часть 5. Заключение